"История, которую я вам расскажу, повествует "про орков и людей". Империя людей вроде как процветает под руководством жестокого и тираничного Императора, железной рукой объединившего под одним флагом и одной религией множество земель и народов. Несколько десятилетий назад эта участь постигла и народ моего нового друга Аркайла по прозвищу "Мясник". Его сородичи - гордые, высокие, могучие зеленокожие мастера войны с Юга - орки. Сначала они сражались яростно и дали неожиданно жестокий и решительный отпор императорской армии. Но Император не был готов поглотать это и, объединившись с гномами и эльфами, смог разбить орочьи кланы, поработив народ Мясника. Да, это был тот еще махач. Но итог был все же плачевен - зеленокожие превратились в рабов. Их сотнями сгоняли в лагеря, а потом на строительство Великой Стены, предназначенной для защиты рубежей империи от врагов, которые могли еще остаться за пределами стены. И они, черти, остались. Недобитые кланы орков объединились в повстанческое движение "Кровозубы" (Bloodjaws). Среди повстанцев оказался и Аркайл. Меня наняли в качестве его проводника, дабы могучий, но не слишком рассудительный и скрытный берсерк смог попасть на ту сторону Стены. А цель сего похода - убить Императора Домокла... "
По первым роликам из игры скрадывалось впечатление, что нас ждет эдакая смесь God of War и Spacemarine. Только под контролем два героя - гора мышц, периодически впадающая в неконтролируемую ярость берсерка, и хитрый, скрытный и проворный гоблин, не отличающийся физической крепостью, но компенсирующий это смертоносными и молниеносными атаками со спины. И до первого боя такое ощущение лишь подтверждается, примешивая к ингредиентам "типа-RPG", вроде Rise of the Argonauts. Персонажей можно развивать, у них есть изменяемые и прокачиваемые характеристики, а на улицах здешнего мира присутствуют торговцы, продающие полезные в бою и приключениях вещички, вроде всяческих мечей и доспехов. Но вот настает радостный момент первого боя и игрок думает: "Уж сейчас-то я размахнусь силушкой орочьей и навешаю тумаков врагам, выписывая мыслимые и не мыслимые комбо!". Но не тут-то было. Of Orcs and Men - не слешер. Боевая система похожа на ту, что в Dragon Age. Коллеги еще подсказывают, что она схожа и с недавней Game of Thrones от той же Cyanide Studios, но ваш покорный рассказчик не фанат вселенной "Игры Престолов" и произведений Мартина, так что я как-то пропустил эту игру.
Во время боя игрок задает персонажу пул применяемых умений, разделенных боевыми стойками - атакующей и защитной. В первой герои наносят сокрушающие удары, но не сильно пекутся о защите, а наш орк еще и впадает в ярость, во время которой он становится совершенно неуправляем и, аки Халк (на которого он еще и внешне уж очень похож), начинает играть в игру "АРКАЙЛ КРУШИТЬ". Зачастую достается и бедному Стиксу, который может неудачно повернуться под меч неконтролируемого берсерка. Поэтому, если все же решили отправить Мясника в режим ярости, будьте готовы переключиться на гоблина и добивать подранков, выживших после атаки орка. Иначе они оклемаются и убьют Аркайла, который после вымещения всей скопившейся ярости будет еще несколько секунд отходить, оставаясь совершенно беззащитным. К счастью, если один из друзей помрет в бою, другой сможет его реанимировать. Однако делать это надо осмотрительно: на сложности выше легкой любая схватка требует напрячь извилины и мыслить тактически, грамотно и вовремя применяя каждое умение героев. И я не вру - игра действительно местами становится сложной, приближаясь к иконе хардкорщиков - Dark Souls.
Помимо неоднозначной боевой системы (которая не лишена очарования и позитива, хотя и понравится не всем), история про людей и орков может похвастать еще и "ролевой" частью. К сожалению, о RPG напоминает лишь наличие карты (совершенно ненужной) и журнала заданий, которые представляют собой квесты типа "пройди по линейной карте из точки А в точку Б, убивая по пути группы врагов". Ух, не знаю, понравилась бы мне Of Orcs and Men, если бы не диалоги между Стиксом и Аркаилом, а также чернушный юмор и сценарий, вытаскивающий на себе линейность и однообразие промежутков между драками. Кстати говоря, ролики в игре весьма неплохи, хотя чувствуется переизбыток зарисовок "Орк и гоблин идут". Хоть перед нами и фентези, но ведут себя орки, люди и гоблины примерно как товарищи из Warhammer 40000, разве что орки и гоблины куда интеллектуальней своих коллег из той же "Вахи". Но матерятся не хуже, даже чаще и куда более витиеватыми оборотами, которые поданы далеко не самой плохой озвучкой. Особенно удачный голос достался Стиксу, который еще и является рассказчиком всей истории. Ему же, кстати, досталось самое полезное во всей игре не боевое умение – стелс. Он, конечно, не чета Dishonored или Splinter Cell, ибо враги глуховаты, а трупы своих товарищей враги упорно игнорируют.
Визуально игра выполнена на достойном уровне, обладает своим стилем и даже шармом. Нас будут окружать яркие зеленые джунгли, мрачные катакомбы, братские могилы погибших братьев-орков и прочие живописные места. Анимация персонажей радует глаз не меньше прорисовки локаций, но камешек в огород кинуть есть за что. Впечатление от работы агитаторов портит дерганая и не совсем адекватная мимика героев. Ну и стоит еще пожурить за местами некрасивые текстуры, вызывающие в памяти год эдак 2005-2006. А в остальном графика в Of Orcs and Men превосходна. Что же касается игровой части, то сделай разработчики слешер, вместо типа тактической боевки, игра заиграла бы совершенно новыми красками и была бы куда более привлекательной для широкой аудитории. А так, если вам понравится боевая система и вы любите орков - все здорово, но если что-то из этого вам претит - игра вызовет отторжение и желание поскорее о ней забыть. А жаль, ведь сеттинг, сюжет и диалоги действительно стоят внимания. А еще музыка, созданная автором незабываемого саундтрека к последней Alone in the Dark – Оливье де Ривьером, и исполненная бостонским виолончельным квартетом просто завораживает… Ну и сам взгляд с непривычного зеленокожего угла на старое как мир противостояние не может быть неинтересным.