Сказ об орке нервном и гоблине вредном. Обзор игры Of Orcs and Men
Иногда складывается ощущение, что во французской студии Cyanide люди работают круглые сутки, без выходных и с полным отсутствием праздничных дней. На французов, конечно, не слишком похоже, но иначе и не объяснишь столь бурную и плодовитую деятельность этой компании. За один год “цианодвцы” успели выпустить две игры в рамках вселенной “Песни Льда и Пламени” (стратегию в реальном времени Game of Thrones: Genesis и ролевую игру Game of Thrones), относительно провальную Confrontation, странную Dungeonbowl и, наконец, проект в жанре RPG под названием Of Orcs and Men.
Игроки уже успели понять, что в Cyanide делать стратегии не умеют (пока, по крайней мере), а вот “эрпэгэшки” у потомков галлов получаются очень даже ничего. Game of Thrones хоть и не была возведена в пантеон лучших игр десятилетия, но она понравилась как поклонникам творчества Джорджа Мартина, так и обычным ценителям жанра. Собственно, в только что вышедшей Of Orcs and Men французы использовали многие успешные наработки из Game of Thrones, и по мере прохождения у меня неоднократно возникало стойкое ощущение “дежа вю”.
Сюжетная канва такова – жил-был орк по имени Аркаил из клана “Кровопийц” где-то на южных окраинах людской Империи. Даже не на окраинах, а на ее задворках, за великой Стеной (где-то я уже об этом слышал), которую построили плененные орки-рабы. Аркаил, как и его соплеменники, ненавидел мерзких “хворсов” (презрительное название всяких там человеков) всеми фибрами души, поэтому желал крушить, уничтожать и ломать полностью мерзких бледнолицых эксплуататоров. Вскоре ему представился случай отомстить за поруганную честь зеленокожего народа, и он отправился по заданию партии в священный поход против нечестивых людишек.
Глава клана “Кровопийц” поставил ему и другим добровольцам практически невыполнимую задачу – убить Императора, являвшегося для орков самым настоящим воплощением зла. Император этот засел на Острове Скорби под охранной амазонок бесстрашных, с целью зловредной и для орков смертельной. Понимая, что с агрессивными гигантами ему не справиться своими силами, царственный муж решил вступить в военный союз с эльфами и гномами, что заранее поставило бы крест на всем орочьем племени. “Нет человека – нет проблемы, а заодно и союза” – думали предводители орков, отправляя храбрых, но туповатых соотечественников почти что на верную гибель. Аркаил придерживался того же мнения, поэтому сразу согласился на самоубийственную миссию. Да и вообще, не орчье это дело – думать.
На подступах к Стене к Аркаилу присоединяется говорящий гоблин по имени Стикс – очень вредное и постоянно матерящееся существо с огромным носом. По первому времени Стикс выступает в качестве проводника гиганта, но потом становится для орка настоящим другом и боевым товарищем. Пусть и мерзопакостный гоблин, но все же верный напарник, который и спину прикроет, и советом поможет. А то, что ахинею несет и про задницу и гениталии шутки шутит – это дело вторичное, у каждого есть свои минусы.
Существенный недостаток (хотя в определенных эпизодах и преимущество) имеется и у самого Аркаила, а именно – неконтролируемый, всепоглощающий и разрушительный гнев. Как и в Game of Thrones, в Of Orcs and Men можно найти несколько вариантов стоек, каждая из которых предусматривает ту или иную манеру ведения боя. Наиболее мощные удары Аркаил наносит именно в атакующей стойке, но это палка о двух концах. Чем жестче дерется орк, чем больше он применяет навыков, тем быстрее у него заполняется шкала ярости. Как только ярость достигает критической отметки, Аркаил превращается в сумасшедшего берсерка с перекореженной красной рожей. В таком состоянии он и бьет больнее, и удары наносит быстрее, и позвоночник зазевавшегося противника может о колено переломить, но вот в чем беда – его совершенно невозможно контролировать. Орк кромсает все в радиусе видимости, раздает мощные оплеухи и пинки направо и налево, причем под горячую руку часто попадает и бедняга Стикс. После припадка бешенства Аркаил еще десять секунд шатается от усталости, чем и пользуются раскиданные по углам недобитки. В такие моменты нужно переключаться на Стикса и оказывать собрату-дуболому посильную помощь, не приближаясь при этом к орку ближе, чем на несколько метров – зашибет.
Напарник Аркаила не может похвастаться мощью своих ударов, да и тяжелые топоры и секиры он таскать не способен, но в ловкости и верткости ему не откажешь. В состояние берсерка впадать не умеет, зато располагает таким параметром как концентрация. Чем чаще Стикс использует свои навыки, тем быстрее опустошается его шкала концентрации. Тем не менее восстанавливается она сама и притом очень быстро, так что уже через несколько секунд гоблин может применить очередной смертоносный навык. Также у Стикса есть уникальная особенность – он умеет становиться невидимым. Проблемы у орка и гоблина могут возникнуть уже в тот момент, когда они повстречаются с пятью тяжелыми мечниками или копейщиками или таким же числом орков-предателей. Если противников существенно больше, и они еще не успели заметить напарников, то Стикс может утолить жажду крови своих смертоносных кинжалов.
В режиме невидимости гоблин скрытно подбирается врагу, после чего отточенным движением перерезает тому глотку. Если Стикса не замечают, он может вычистить от противников всю комнату или локацию, но это случается крайне редко. Даже с прокаченным навыком скрытности доморощенного ассасина замечают многие, не говоря уж и собачках. Гав-гав-гав, и приходится бежать к оставленному где-нибудь за ближайшим углом Аркаилу (орк не бежит за напарником, когда тот находится в режиме невидимости). Ну а там, естественно, раззудись плечо и размахнись рука, Аркаил в бешенстве ломает позвоночники и трясет врагами как куклами. Но на этом полезные качества гоблина не заканчиваются, так как он, как и уродливая псина Вестфорда из Game of Thrones, может влезать в различные щели и узкие проходы, куда Аркаил просто-напросто не смог бы пробраться. Кроме того на поздних этапах игры гоблин может обзавестись дополнительным умением, когда игрока ставят перед выбором, что именно следует изучить: теневую магию или новые приемчики из арсенала скрытного убийцы. Аналогичную манипуляцию придется проделать и с орком, но у зеленокожего гиганта проявятся совершенно другие способности: Аркаил либо продолжит путь безумного берсерка, либо научится контролировать свой неуемный гнев.
Во время боя можно перейти в тактический режим, в котором, как я уже говорил, можно выбрать одну из стоек и активировать те или иные умения. В атакующем режиме Аркаил использует самые мощные и самые смертоносные удары, но не контролирует свою ярость. В защитной стойке уровень ярости не возрастает, а только падает, поэтому орк может находиться в относительном спокойствии весьма долгое время. Аркаил начинает обороняться и прикрываться руками от ударов, что приводит к существенному снижению получаемого урона. Минусы подобного режима: относительно слабые удары и не столь эффективные умения. Гоблин, в свою очередь, может сражаться как на ближней, так и на дальней дистанции, но именно в метании кинжалов и всяких бомб (стойка дальнего боя) и раскрывается его истинный потенциал. В ближнем бою он не ровня своему двухметровому собрату.
Особая ветка умений предлагает комбинированные или доступные для обоих героев способности. Например, Аркаил может запулить Стикса прямо в группу арбалетчиков, которые с комфортом расположились на отвесной стене в полной уверенности, что гоблины не умеют летать. Умеют, еще как умеют. Также напарники могут возродить друг друга в случае смерти одного из них, а гоблин при возникновении опасности может “подкормить” орка скляночками со здоровьем. По мере роста в уровне персонажи получают очки, на которые потом можно приобрести новые или усовершенствовать старые способности. При этом игрок волен выбирать, в какую именно сторону модернизировать навык – всегда есть несколько различных вариантов.
“Боевка” на первый взгляд кажется более простой нежели в Game of Thrones, но все основные компоненты боевой механики остались на месте. Противников можно оглушить, ошеломить или ранить с последующим кровотечением, их удары можно заблокировать и парировать, а броню – пробить. Исчезла лишь всякая мишура типа иконок-определителей доспехов у врагов, остались лишь общие показатели атаки и защиты. Если противник разодет в латы и располагает внушительным защитным показателем, то Стикс своими кинжалами не сможет нанести какого-нибудь значительно урона – в таких случаях нужно использовать тяжелые атакующие умения Аркаила. Но у гоблина есть парочка приемов, позволяющих ему разрушать и повреждать броню любого типа.
Стоит отметить, что в Of Orcs and Men нельзя найти того разнообразия оружия и экипировки, которое имелось в Game of Thrones. Новые порции “эквипа” даются после выполнения сюжетных миссий (например, после убийства какого-нибудь очередного сподвижника Императора или Верховного Инквизитора), после открытия сундуков или потрошения мешков, а также во время торга. Денег как ресурса в игре не имеется, что-либо покупать или улучшать приходится за очки торговли. Ассортимента у изредка встречающихся барыг – кот наплакал, и это еще мягко сказано. Два вида нагрудников, парочка амулетов, поножи и наручи, секира и булава для орка да кинжалы для гоблина – на этом список чаще всего можно закончить. С чем это связано? Скорее всего, с не слишком долгим временем прохождения. Играть в Game of Thrones я закончил часу так на пятнадцатом, тогда как мое путешествие в Of Orcs and Men завершилось спустя восемь с чем-то часов. Ну и правда, зачем нужно разнообразие всяких вещиц и топоров, когда ты и оглянуться не успеешь, а уже видишь финальные титры.
Тем не менее разработчики правильно сделали, что не стали искусственно увеличивать время прохождения, иначе под конец игра смогла бы успеть наскучить. А так все вышло достаточно бодренько и динамично, хотя по-другому и быть не могло – Of Orcs and Men абсолютно, тотально линейна. Большая часть локаций представляет собой длинные витиеватые коридоры с очень редкими ответвлениями, в которых можно обнаружить новую порцию врагов, охраняющих сундучки или мешки с экипировкой. Лишь иногда дорога может разделиться на две или три тропинки, но все они пересекутся в одном месте уже за ближайшим поворотом. Глобальной карты, как вы уже могли понять, в Of Orcs and Men нет, но при этом имеются побочные квесты. Их можно взять в лагере разбойников, оплоте повстанцев и некоторых других местах.
К счастью блуждание в коридорах не занимает много времени, и даже сюжетные миссии проходятся быстро, весело и задорно. Динамика в Of Orcs and Men просто поразительная, и это даже с учетом того, что перед нами не какой-нибудь “слэшер”, а RPG с часто используемой тактической паузой. Игра не проходится, а почти что “проглатывается”, и каждые пять минут происходит что-нибудь интересное. Общая скудность возможностей компенсируется неожиданными сюжетными поворотами, интересными диалогами и шутками юмора Стикса. Гоблин, на мой взгляд, “сделал” всю игру – без него Of Orcs and Men сразу бы скатилась в болото уныния.
Единственным серьезным грехом Of Orcs and Men является туповатость искусственного интеллекта. Патрулирующие локацию враги стоически игнорируют трупы соратников, а если Стикс находится в режиме “инвиза”, то они совершенно не обращают внимания на громадную тушу Аркаила, даже если орк находится в десяти метрах от них. Кроме того можно перерезать глотку зазевавшемуся врагу, а напарники почившего бедолаги этого не заметят и с расстояния вытянутой руки. Ну и, наконец, ведомый “на поводке” напарник героя часто застревает где-нибудь далеко позади и за ним приходится возвращаться, иначе в скором времени перед игроком возникает невидимая стена и сообщение а-ля “бросить своих нельзя, подождите зеленокожего собрата”.
Of Orcs and Men получилась более простой игрой в сравнении с предыдущим проектом студии Cyanide, и в определенных моментах она перед Game of Thrones пасует. Но это и понятно, ведь на GoT возлагались большие надежды – игра делалась не на основе настольной игры (как Dungeonbowl), а по лекалам знаменитой книжной серии. В свою очередь Of Orcs and Men – это забавная и динамичная игра, в которой относительно серьезный сюжет переплетается с ядреным и подчас черным юмором. Этакая мелодраматическая трагикомедия на один раз.
Рейтинг: 7,5/10