Callin' out in pain
Red skies on the desert
Are the blood in a ranger's veins
(с) Wasteland 2 OST
- Вместо вступления -
Сразу несколько моментов, которые помогут правильно воспринять этот текст:
- Написано все на основе впечатлений от сырой, ранней и недоработанной беты (на данный момент — билд #29538). Со всеми вытекающими.
- Как одно из «вытекающих»: приличная часть игрового контента еще недоступна, или не работает, поэтому описание получилось с изрядным количеством белых пятен.
- Во время написания обзора, я постарался забыть о существовании таких игр, как Fallout 1&2, Fallout tactics и всячески избегать отсылок к ним (получилось не очень, правда, но я старался). Почему? Да потому что иначе этот текст превратится в стариковское скрипение и разглагольствования на тему «как это было в наше время». Олдфаги, фанаты жанра уже и так знают все подробности Wasteland 2 и скорее всего, сами успели поиграть. Я же постараюсь познакомить с игрой всех остальных.
- Пара слов о первой части -
В последнее время появился такой тренд: «Wasteland? А как же, помню помню! В восемьдесят-таком-то году еще друг дискету принес и играли на советском ЭВМ ночи на пролет. Настоящий олдскул!». Причем слышится такое зачастую от людей, которых в «восемьдесят-каком-то» году еще и в проекте не было. Давайте будем откровенны: до начала шумихи вокруг второй части игры, о Wasteland и я и вы вообще не слышали. А если и слышали — вам все равно никто не поверит, ахаха!Так вот, для галочки, буквально пару слов о первой части, для забаненых на википедии. А то не по феншую это - говорить о сиквеле, ничего не зная об оригинале.
Wasteland – RPG первого поколения, как их тогда называли, cRPG (ComputerRPG). Разработана небезызвестной студией Interplay и издана EA в 1988 году. Сюжет игры для тех времен крайне смелый, а сегодня — практически канонический: Wasteland рассказывает об Америке середины XXI века, переживший ядерную бомбардировку. От злых рюсских, конечно же. Игроку предлагается примерить погоны «Рейнджеров пустошей» - силовой структуры, которая после большого бабаха занялась крышеванием защитой мирных граждан в суровом пост-апокалиптическом мире. Вот этой защитой игроку и предстоит заняться … по началу, в финале игры все естественно закончится спасением мира, ну или скорее, его остатков.
Графически игра оформлена крайне скромно, все приключения происходят в полу-текстовом виде. Но многочисленные тексты диалогов и аскетичные графические иллюстрации позволяют ощутить «ту самую» атмосферу пост-апокалипсиса, так полюбившуюся фанатамFallout'ов. За это игру и полюбили, довольно высоко оценили, некоторые издания даже назвали «игрой года». Впрочем, позже ее все благополучно забыли, похоронили и откопали лишь в 2012 году, но это уже совсем другая история ...
- С чего начинается RPG -
Нет нет нет, не с нападения на Кэндлкип, не с посвящения в Серые Стражи и даже не со сломавшегося водяного фильтра. Настоящая RPG начинается с создания партии приключенцев, которые впоследствии отправятся причинять добро всем вокруг.В Wasteland 2 создание группы происходит крайне традиционно: изначально наш отряд может состоять не более, чем из четырех человек. На выбор предлагается кучка заранее приготовленных персонажей, плюс возможность создавать своих. У созданных разработчиками персонажей характеристики раскиданы достаточно грамотно, они владеют различными видами оружия, техническими и прочими навыками, в общем из них вполне можно собрать играбельный отряд ... но все равно это все для казуалов, правильные ребята создают партию с нуля, своими руками!
Создание нового персонажа начинается с распределения характеристик. Их здесь семь (Coordination, Luck, Awareness, Strength, Speed, Intelligence, Charisma) и в них явно узнается набор атрибутов из S.P.E.C.I.A.L., но некоторые из них все же немного переименовали, наверное чтобы не возникло конфликтов с правообладателями известной ролевой системы. На все про все дается 28 очков, т.е. в среднем по 4 очка на характеристику. В отличие от игры, к которой я обещал не отсылаться, мы имеем отряд из четырех бойцов, поэтому неравномерное распределение характеристик здесь будет очень кстати: можно, например, создать одного «переговорщика» с хорошей харизмой, а остальным членам отряда оставить ее по единичке.
Раскидав характеристики, переходим к навыкам. Их здесь довольно много: 10 боевых, 8 технических и 17 общих, а к релизу, возможно, добавятся еще несколько. Впрочем, некоторые навыки выглядят немного лишними. Если разделение навыков для владения пистолетами-пулеметами, штурмовыми и снайперскими винтовками — это еще нормально, то два разных навыка для взлома замков и сейфов, или три для «подлизывания», угроз и дипломатии — это уже как-то слишком.
При создании персонажа дается 12 очков навыков, которые можно распределить по трем группам в любых пропорциях. Но не спешите радоваться, каждый навык требует по 2 очка, т.е. по факту «очков» у нас всего 6. А с ростом уровня навыков, их цена еще и увеличивается, что не позволяет «замаксить» что-нибудь одно в начале игры.
- Сюжет -
Пара слов о мире Wasteland уже написана чуть выше, в описании первой части, поэтому давайте о сразу о том, что нового ждет нас во второй игре. После событий Wasteland 1 прошла пара десятилетий, рейнджеры пустошей все так же охраняют покой мирного населения Аризоны, а пустоши все так же кишат бандами рейдеров, мутантами и прочими «плохими парнями».Начинается все с того, что в виду нехватки кадров, на одно из заданий отправляют отряд зеленых новичков, ничего толком не умеющих и отвратительно экипированных … правильно, это мы! Сразу после успешного завершения «тестового» задания, в нашей рации раздается целых два сигнала с просьбами о помощи, которые старательно демонстрируют нелинейность игрового сюжета. Ну а дальше понеслось: только успевай убивать принцесс, спасать драконов, получать новые шмотки, уровни и наслаждаться прочими прелестями хорошей олдскульной RPG.
Подробности игрового сюжета спойлерить не хочется, да и не получится при всем желании, т.к. сейчас в бете доступна лишь маленькая доля игрового контента, но найденная в первой же локации странная механическая конечность намекает на то, что без жестянок, жаждущих «убить всех человеков!» тут не обойдется ;)
- Боевка -
Мне сложно судить о боевой системе, потому что я очень большой фанат Jagged Alliance 2. Если вы о ней не слышали — это игра, после которой последний X-com покажется вам головоломкой для детей с очень серьезными задержками в умственном развитии. Но все же попробуем …В Wasteland 2 классическая пошаговая механика боя: поле разбито на квадраты, все бойцы ходят по очереди, все имеют какое-то количество «очков действия», которое определяется характеристиками персонажа. Режим передвижения в бою один для всех, возможности приседать / ложиться / забираться на возвышенности не предусмотрено, зато есть возможность «укрыться» за какими-нибудь декорациями, подойдя к ним вплотную. Режим стрельбы у большинства видов оружия тоже всего один, ну кроме пистолетов-пулеметов и штурмовых винтовок, которые умеют стрелять очередями. Навыки в бою так же не используются, несмотря на все их разнообразие.
Все это делает боевую систему достаточно простенькой, даже по современным меркам. Все тактические решения сводятся к тому, чтобы «выстрелить, или … выстрелить!» в противника и сделать пару шагов в сторону на оставшиеся очки действия. Вполне возможно, что это недостаток беты, в которую еще не завезли разнообразного оружия, умных противников и еще чего-нибудь оригинального.
Впрочем, уже на второй локации можно найти «взрывающиеся растения», которые могут сильно помочь в истреблении противников, или угробить весь отряд бойцов, если неаккуратно к ним приблизиться. Есть и другие «заготовки» для оригинальных тактических решений и разыгрывания различных комбинаций, но пока только заготовки. В общем сейчас боевая система не сильно впечатляет, будем надеяться что к релизу что-то изменится.
- Не боевка -
Wasteland 2 не ограничивается сражениями, в игре уже сейчас можно встретить много интересных персонажей, каждый из которых готов часами болтать с вами о жизни. Написаны все эти «стены текста» по настоящему мастерски и не смотря на большой объем, хочется дочитать все до конца и «прокликать» каждую опцию в разговорах. Если-бы это все еще было озвучено ... сейчас диалоги в игре озвучены частично (только ключевые сюжетные моменты) и к сожалению непонятно, будет-ли полная озвучка к релизу.Помимо диалогов, полезной и не очень информацией игрока постоянно снабжает матричный принтер в углу экрана. Это что-то среднее между игровым логом и спутником-шутом, который оставляет свои комментарии по поводу всего происходящего вокруг. Чуть реже можно услышать переговоры по рации, с ее помощью с отрядом общается руководство рейнджеров.
Много всего интересного можно найти и просто внимательно разглядывая декорации (в чем очень сильно помогает навык Perseption). Локации проработаны крайне подробно, на них встречается много кликабельных предметов, часть из которых можно просто осмотреть (и получить справку вроде «что-бы эта хрень не делала, она этого больше никогда не сделает» при наведении на проржавевшую аппаратуру),а некоторые и использовать (в игре есть даже лопата, с помощью которой можно откопать что-нибудь полезное, порывшись в куче земли).
Есть и достаточно много возможностей для применения «не-боевых» навыков: шайку бандитов можно напугать, или подкупить, вместо того чтобы сражаться с ними, комнату с кучей мутантов можно обойти, взломав пару замков в боковых коридорах и т.д. Полностью «мирных» способов прохождения локаций в игре пока не обнаружено, но при желании число вооруженных стычек можно серьезно сократить.
Да, кстати игра полна черного юмора. Как ни странно, он практически всегда к месту и не рушит мрачную атмосферу пост-апокалиптического сеттинга.
«Я тоже раньше был рейнджером, но потом пуля попала мне в колено» - можно услышать от инвалида в коляске.
«Старый, дешевый и хорошо поюзанный … этот пистолет имеет много общего с твоей мамашей» - встречается в описании оружия.
- Графика -
Это конечно последняя вещь для ценителей игр подобного жанра, но все же стоит сказать пару слов и о ней. Wasteland 2 создается на движке Unity, который, мягко говоря, не является венцом графических технологий современности и подходит больше для простеньких мобильных игр, а не для масштабной PC-RPG. Поэтому графически игра выглядит не слишком здорово, плюс к этому текущий билд еще и умудряется подлагивать на железе, которое без проблем тянет любые Крайзисы и ФарКраи на максималках.Но зато игра вытягивает за счет общего стиля и проработки локаций. Видно, что ее делали с любовью и выжали из скромных возможностей движка все что только можно (и все же при таких сборах на кикстартере можно было купить движок посерьезнее). В целом, если не слишком часто приближать камеру и вглядываться в мелкие детали — картинка на экране получается вполне годная, на четверочку с минусом.
- В итоге -
В игре сейчас достаточно много проблем, в основном технических. Пока сложно оценить масштабы игрового мира, разнообразие противников и вооружения. Многие аспекты игры сделаны в виде «черновика» (например глобальная карта), многих вообще пока нет. Но по тем «заготовкам» что есть сейчас (вроде кучи разнообразных навыков) создается впечатление, что у команды разработчиков просто наполеоновские планы и остается только надеяться что все их получится удачно реализовать.Если удастся выполнить на должном уровне хотя-бы половину задуманного — получится игра, которая встанет в один ряд с ее идейным вдохновителем, поэтому всем, кому подобный жанр игр не безразличен, можно порекомендовать надеяться, ждать и следить за новостями ;)
P.S. Да, еще у игры просто шикарная музыкальная тема. Обязательно поищите на ютубе, или вконтактике Cries Of A Dead World – Wasteland 2 Song!